Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пенза «Олененок»
Тема работы:
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Выполнила: Веряева Н. К.
Пенза, 2022
ВВЕДЕНИЕ
«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему словам
— он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К.Д. Ушинский.
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
— период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей), основным новообразованием этого периода является овладение речью;
— постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей;
— глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Методологическая и теоретическая основа работы
Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи. В психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Изучение развития речи в общении восходит к идеям Льва Семѐновича Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией, которой является коммуникативная функция.
Теоретические и практические положения великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. К. Д. Ушинский выделил методику развития речи в специальный раздел педагогики.
К. Д. Ушинский видел три цели, которые должны осуществляться одновременно
— первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины);
— вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные;
— третья цель — практическое усвоение грамматики, придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др.
К. Д. Ушинский также отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Именно наглядность вызывает у ребенка интерес к деятельности, обогащает мотивы деятельности, создает эмоциональный положительный фон процесса обучения, тем самым повышает речевую активность.
Не случайно А. С. Макаренко утверждал, «Игра развивает язык, а язык организует игру». Кроме того, игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу:
— как важно использовать речевые упражнения, игры, в том числе и дидактические, в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей;
— только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме.
Поэтому неслучайно мною выбрана тема работы: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также формируются взаимоотношения между детьми.
Тема «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» стала для меня приоритетной.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
— разработать комплекс дидактических игр с учетом возрастных особенностей дошкольника;
— разработать систему мероприятий с использованием дидактических игр;
— повысить педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.
Новизна моего опыта в том, чтобы помочь каждому ребёнку преодолеть неуверенность и застенчивость и побудить его к активной речевой деятельности на занятиях, в игре, в общении с другими людьми посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют развитию всех компонентов устной речи детей, активизируют их познавательную деятельность.
Объект – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет – дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Механизм реализации осуществляю через:
— организованную образовательную деятельность,
— совместную игровую деятельность,
— самостоятельную деятельность детей,
— праздничные мероприятия,
— взаимодействие со специалистами учреждения,
— взаимодействие с родителями,
— взаимодействие с социальными партнерами с МБУК «Городская библиотека»
Образовательный процесс выстраивала с учётом следующих принципов:
Используемые методы:
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический:
Используемые приемы:
1 Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
2 Инструкция (используется при подготовке к игре).
3 Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
4 Вопросы к детям.
5 Словесные ответы детей.
6 Предметно-практические и умственные действия.
7 Контроль и оценка.
В начале учебного года была проведена диагностика, которая показала уровень сформированности основных компонентов устной речи, на основе которой планировалась работа с детьми в НОД, в совместной деятельности, в режимных моментах, создавались условия для самостоятельной деятельности детей.
Правильная речь рассматривается как:
а) правильное произношение звуков и слов;
б) правильное по смыслу употребление слов;
в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
Результаты диагностики показали, что из 27детей:
-у 13детей(49%) речь сформирована в соответствии возрасту. Дети владеют достаточным словарным запасом, свободно общаются с педагогом, сверстниками, родителями. Они хорошо пересказывают небольшие литературные произведения, составляют по образцу и по плану рассказы о предмете по сюжетным картинкам, употребляют в речи сложные предложения, синонимы и антонимы. У них правильное звукопроизношение. Дети владеют звуко-слоговым анализом, хорошо различают понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение». Дошкольники выразительно читают стихотворения, различают жанры литературных произведений.
-у 12 детей (44%) средний уровень сформированности речи. Дети плохо вычленяют отношения, поэтому запас активно употребляемых ими слов характеризуется резким преобладанием существительных и глаголов над прилагательными и числительными. Дошкольники допускают ошибки в подборе слов-синонимов, антонимов, в согласовании слов в предложении, не всегда правильно определяют место звука в слове, пересказывают связно и последовательно небольшие рассказы. Они могут неверно произносить шипящие и сонорные согласные звуки. Не всегда выразительно читают стихотворения.
-у 2 детей (7%) низкий уровень сформированности речи (имеются нарушения звукопроизношения, бедная диалогическая речь, бедный словарный запас, при построении предложений допускают ошибки).
Такие результаты объясняются следующими факторами:
1) несформированность некоторых психических функций (внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля);
2) невозможностью родителей уделять должного внимания ребёнку, показывая личный пример;
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Установлен тот факт, что результативность в достижении цели зависела от способа, которым я должна была пользоваться.
Проведено анкетирование родителей (респондентов было – 24) с целью выявить, что их беспокоит в речевом развитии ребенка? Какая работа по данному вопросу проводится с ребенком дома? Какие вопросы по речевому развитию детей хотели обсудить?
По результатам анкетирования родителей выявлено, что систематически занимаются развитием речи детей в домашних условиях только 25% родителей; 34% родителей мало уделяют времени занятиям с детьми; остальные родители считают, что этим должны заниматься педагоги в детском саду.
Анкетирование родителей помогло лучше узнать детей и спланировать работу с учетом их индивидуальных особенностей.
Таким образом, результаты диагностических данных и анкетирование родителей показали необходимость дополнительной педагогической работы.
Я убеждена в том, что именно использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития речи детей дошкольного возраста, а именно:
— содержательность и связность речи (диалога и монолога);
— развитие речевого творчества, выразительность речи;
— развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
— подготовка к обучению чтения.
РППС
При организации предметно-развивающей среды в группе, руководствовалась Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде. РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать условия развития детской инициативы, вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.
Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.
С целью организации условий, направленных на развитие речи воспитанников, создала соответствующую предметно – развивающую среду в группе:
по степени активности:
— игры-занятия,
— дидактические игры;
по наличию игрового материала:
— игры с предметами и игрушками (дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цвет, величина, форма; решают задачи на сравнение, классификацию);
— настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино и др.) основаны на принципе наглядности – детям дается не сам предмет, а его изображение;
— словесные (дети оперируют представлениями) в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы; развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли:
— игры на развитие мелкой моторики ;
— театрализованные игры (фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный театр, игры-драматизации, настольный театр).
Подобрала предметные и сюжетные картинки, игрушки.
В группе создана методическая база:
— картотека словесных дидактических игр и упражнений;
— картотека подвижных игр с вариативностью;
— картотека хороводных и пальчиковых игр;
— картотека дидактических игр с усложнением.
Предметная среда позволяет детям играть, общаться, экспериментировать, исследовать, познавать, творить. Большой интерес дети проявляют к настольно — дидактическим играм.
Основная задача использования дидактических игр по развитию речи в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме стараюсь создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и во время диалога.
Большое внимание уделяла использованию вербальных и невербальных средств общения детьми и овладению графическими способами представления информации через развитие графических навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаге. С этой целью в своей работе применяла такие игровые упражнения «Узнай гласный звук» — безмолвная мимика, «Волшебная точка» — графический рисунок. Все действия проговариваем с детьми, обыгрываем. Таким образом, дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, у детей развивается активная речь и речевые коммуникативные функции.
Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате чего интенсивно развиваю смысловую сторону речи, функцию сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляцию. Во время игр и в процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формирую у детей понимание обобщенных названий предметов (одежда, мебель, посуда, транспорт), тем самым обогащаю словарный запас детей.
Разнообразие дидактических игр, используемых во время образовательной деятельности и в режимных моментах, помогает детям усвоить программный материал.
Систематизируя все дидактические игры по речевому развитию, я разделила их на несколько групп:
1.Игры на обогащение активного словаря:
— Игры на обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения: «Что купили в магазине?», «Воздух, земля, вода», «Дикие животные», «Домашние животные», «Кто, где живет?», «Моя семья», «Эмоции», «Деньки-недельки», «Живая и неживая природа», «Птицы», «Мой день», «Валеология», «Профессии», «Грибы» и др.
-Игры на подбор слов – синонимов: «Скажи по-другому», «Одинаковое-разное».
-Игры на подбор слов-антонимов: «Подходит-не подходит», «Слова наоборот» и др.
-Игры на подбор прилагательных к существительным: «Подбери слово», «Большой, средний, маленький», «Круги Луллия», «Свойства предметов», «Сладкое, горькое, кислое, солёное, „Маша-растеряша“ и др.
Игры на подбор слов – обобщений: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Собери похожее», «Чем мы похожи?», «Найди различие» и др.
2. Игры на совершенствование звуковой культуры речи:
-Игры на развитие фонематического слуха: «Логопедическое лото», «Собери цветок»,» Веселый поезд», «Пирамида», «Веселые улитки», «Звонкий-глухой», «Картинки, звуки, скороговорки» и др.
— Игры на определение места звука в слове: «Определи первый звук в слове», «Собери бусы», «Скоро в школу», «Звуковые домики» и др.
3. Игры на развитие связной речи:
— Игры на развитие монологической речи: «Расскажи сказку»,» В гостях у сказки», «Знаю все профессии», «Береги живое», «Этикет», «Законы улиц и дорог», «Как избежать неприятностей», «Режим дня», «Времена года», «Зоопарк».
— Игры на развитие диалогической речи: «Что перепутал художник?», «Собери пословицы», «Что сначала — что потом?», «Подбери слова к рассказу».
Дети с довольствием играли в игру «Радуга-дуга», «Живая неделька» и «Неправильная неделька», где дети выстраивали гномиков по порядку, согласно цвету их колпачка, размеру и порядковому номеру. В дальнейшем использовала другие дидактические игры на закрепление цветов радуги, названий дней недели, названий месяцев и их последовательность.
4.Игры на развитие грамматически правильной речи:
— Игры на образование имен существительных: «Профессии», «Большой — маленький», «Кто и что?», «Говорящие слова».
— Игры на образование имен прилагательных: «Вкусный сок», «Чей малыш?», «Мой, моё, моя», «Консервируем фрукты, ягоды», «Чей домик?», «Что из этого готовят?».
— Игры на правильное использование предлогов: «Предлоги», «Маленькие слова», «Вокруг да около», «Что где находится?»,» Медвежонок в космосе», «Морской бой», «Что где растёт?».
— Игры на согласование числительных с существительными: «Один — много», «Сколько?», «Сколько не хватает?», «Найди пару».
5. Игры по подготовке к обучению грамоте:
— Игры на ознакомление с буквами: «Буквы», «Алфавит в картинках», «Изучаем буквы», «Мои первые буквы», «Скоро в школу», лото «Весело учиться», «Алфавит-песенка».
-Игры на деление слов на слоги: «Картинки, слова, схемы», «Слоги», «Обучение грамоте».
Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Нарисуй отгадку», «Дорога домой», «Художники», «Рисуем по точкам», «Игровизор», «Левее — правее», «Выше — ниже», «Секреты», «Отведи товарища», «Найди спрятанный предмет», «Составь карту».
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.
При использовании дидактических игр широко применяю игровое пособие «Речевой куб», который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
«Речевой куб« представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Речевой м³ногофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании, является ярким элементом предметно – пространственной среды. Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении такого пособия. Любой старший дошкольник способен аккуратно раскрасить и вырезать нужную картинку. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью.
Можно использовать в разных возрастных группах. Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь.
Таким образом использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении с взрослым и с детьми.
В своей работе использую речевой куб для следующих игр:
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
«Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.
«Где начало рассказа? (для индивидуальной работы)
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок
«Слова — родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
«Измени слово»
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
«Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
«Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных и существительных.
«Звуки и слоги»
Цель: продолжать учить детей определять первый звук в слове, количество слогов, составлять предложения.
«Звуковая песенка»
Цель: выработка длительной воздушной струи, формирование звуковой культуры речи.
«Четвертый лишний»
Цель: выделить четвёртый лишний предмет из предложенных предметных картинок, который не соответствует заданному звуку и объяснить свой выбор.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир.
Ведь речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.
В условиях изоляции возникли определенные сложности во взаимодействии с семьями воспитанников. В период дистанционной работы я обеспечивала обратную связь с родителями: отвечала на вопросы, давала индивидуальные рекомендации. Во время бесед с родителями рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку. Предлагала сделать игры вместе с детьми: «Расскажи сказку», «Мой, моё, моя», «Кто и что?» и многие другие. По всем мероприятиям оформляла фото и видеоотчёты.
За время работы в ДОУ, при взаимодействии с родителями использовала разные формы работы:
— консультации для родителей в детском саду;
— памятки, рекомендации родителям (по изготовлению дидактических игр);
— анкеты для родителей;
— газеты для родителей;
— родительские собрания;
— мини-собрания;
— сообщения родителям;
— родительский уголок в группе;
— творческие работы родителей и детей,
-проекты с участием родителей.
При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»;
Консультации «Как занять ребёнка дома?», «Дидактическая игра в жизни ребёнка», «Яркие и интересные игры»; «Портрет будущего первоклассника», «Как развивать речь детей дошкольного возраста дома»;
Информация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?», «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»; индивидуальные консультации для родителей «Рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет»; «Рекомендации по развитию речи детей 6-7лет».
Все встречи с родителями ориентированы на создание дружеской, располагающей к доверительным отношениям, обстановки, что способствует эффективному взаимодействию «ребёнок — родитель – воспитатель».
Взаимодействие с педагогами
Делилась опытом работы с педагогами ДОУ. Организовала консультацию: «Книги Виммельбуха как средство речевого развития дошкольников».
Результаты работы
В результате систематической и углубленной работы по развитию речи у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствует педагогическая диагностика в конце учебного года, которая показала следующие результаты:
-19 детей (70%) показали высокий результат: дошкольники владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У детей складываются предпосылки грамотности.
-У 8 детей (30%) речь соответствует возрасту (достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, владение звуко — слоговым анализом, употребление в речи синонимов, антонимов, сложных предложений).
Сравнительный анализ результатов диагностики всех компонентов устной речи детей группы показал положительную динамику, которая увеличилась на 21%.
Вывод:
Положительные результаты были достигнуты благодаря осуществлению личностно-ориентированного подхода к ребенку при тесном взаимодействии с родителями и проведению планомерной и систематической работы.
Диагностика показала, что с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определённые знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху.
В результате работы дети стали более активны на занятиях, использовали полные ответы, так как во время игр запоминали большое количество речевого материала по программе без перегрузок и утомительных занятий. Дошкольники стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
Данная работа способствовала развитию речи, познавательных способностей, интеллекту, привитию навыков культуры речевого общения. Использование дидактических игр повышает речевую мотивацию, успешно развивает коммуникативные навыки, обеспечивает психологический комфорт.
Таким образом, проведённая работа показала, что проявления интереса дошкольников к свободному общению с взрослыми и другими детьми успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым речевым материалом.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников, что подтвердило нашу гипотезу.
Элементарные знания, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом моего дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы речевого развития дошкольников позволяет педагогу искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию ребенка в целом.
Использование занимательных игр аналогичного типа, построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники рассказывают, придумывают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
Таким образом, процесс развития речи у детей дошкольного возраста более эффективен при использовании на занятиях и в режимных моментах игровых методов и приёмов, инновационных форм обучения.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.