Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 111 «Олененок» г. Пензы
Логопедическая консультация для воспитателей на тему:
«Песочная анимация – новый вид детского творчества»
Подготовил и провел
Учитель – логопед
Рузляева И. И.
г.Пенза, 2021
Тема:»Песочная анимация – новый вид детского творчества»
Цель:познакомить воспитателей с новым видом детского творчества – песочной анимацией.
Задачи:
Содержание консультации:
Введение
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом, предоставляющий ребенку творить самому. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью, создавая на песке неповторимые шедевры. Рисование песком является одним из важнейших средств познания окружающего и внутреннего мира.
Основная часть
Песочная анимация (SandАrt) — это стиль изобразительного искусства, а именно — рисование песком, песочная фантазия.
Просеянный песок, но также соль, кофе, или
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:
— развитие плавности, изящества и точности движений;
— умение работать кистью и пальцами обеих рук;
— координацию руки и глаза;
— овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании).
Техника рисования песком:
— стимулирует самостоятельность и творчество детей;
— гармонизирует психоэмоциональное состояние дошкольников;
— развивает зрительно – моторную координацию;
— развивает психические процессы и речь.
Для организации и проведения песочной анимации для детей дошкольного возраста потребуется следующее оборудование: стол — минимальный размер 40х60 см (внутренняя поверхность) по количеству детей (5 человек), стекло обычное с матовой пленкой внутри, песок. Песок храниться в тканевых натуральных мешочках, либо под крышкой в столе. Чем мельче песок, тем легче рисовать. К занятию необходимо подготовить песок: промыть, прокалить и просеять. Мультимедийный проектор, штатив и камера для проецирования изображения на экране. Наборы мелких игрушек, природный и бросовый материал, необходимый для оформления рисунка.
Структура занятия с использованием песочной анимации включает следующие этапы:
I. Вводный этап. Ритуал «входа» в Песочную страну.
II. Развивающий этап. Дидактические игры на песке, рисование на песке с использованием разнообразных приемов рисования.
III. Психогимнастика и психотехнические игры (подвижная игра, психопластика, физминутка.
IV. Заключительный этап. Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Ритуал «входа» в Песочную страну создает положительный эмоциональный фон; условия для получения удовольствия воспитанниками от процесса фантазийного общения и игры на песке.
Задачи развивающего этапа:
-формирование навыка саморегуляции;
-расширение кругозора и общей осведомленности;
-развитие познавательной сферы и речи;
-развитие творческих способностей, воображения и фантазии;
-развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук;
-формирование стрессоустойчивости;
-стабилизация и гармонизация эмоционального состояния.
Основные технологии работы:
-игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц-рук, ног, туловища, шеи, лица, комплекс психомышечной тренировки.
-психогимнастика и психотехнические игры. Включающие упражнения на способность к произвольному расслаблению;
-дыхательная гимнастика;
-свободное и тематическое песочное рисование.
На основном этапе осваиваются приемы рисования на песке.
1. Создание фона
— насыпание (собрать песок в кулак или положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу)
— наброс;
2. Щепотка
песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения;
3. Песочная струя: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла;
— песчинки попадают в одну точку (круг);
— песочная струя рассыпается зигзагом (волны, чайки);
— песочная струя рассыпается дугой (холмы, горы);
— песочная струя рассыпается линией (дороги, дома);
— песочная струя рассыпается замкнутой линией (воздушные шары, облака);
— песочная струя рассыпается спиралью (порыв ветра, снежные бури);
4. Рисование пальцами
— песок раздвигается пальцами по фону;
5. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно
(крылья птиц, бабочки…);
6. Рисование ребром ладони (различные линии, стволы деревьев);
7. Рисование кулаком (камушки);
8. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
9. Одновременное использование нескольких пальцев (трава, волосы);
10. Симметричное рисование двумя руками (бабочка, сердечко);
11. Линейныйнаброс песка (лучи солнца);
12. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
13. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);
14. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Самое главное в самовыражении ребенка –любую картину можно всегда исправить или нарисовать по-новому, это помогает воспитывать самостоятельность и творческую смелость.
На заключительном этапе подводятся итоги, развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Заключение
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.