Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пензы «Оленёнок»
Консультация для воспитателей
«Решение задач эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности»
Подготовил и провел:
музыкальный руководитель
Колдашова Н. Н.
2019г.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…» В. А. Сухомлинский
п.2.6. ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика), это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т.д.) Можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
Через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире.
На праздниках и развлечениях в нашем детском саду дети знакомятся с произведениями народного искусства (потешки, загадки, сказки, песни, хороводы и т. д., изделия народного, декоративно – прикладного искусства.). Эстетическое воспитание в детском саду в процессе музыкальной деятельности так же осуществляется в процессе ознакомления детей с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к сюжетным музыкальным играм. Учатся перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Сюжетные музыкальные игры способствуют развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит важный петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают скворушки и т. д.
Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.
Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Дождик»«Листики», «Снежинки» и т.д.),
Способствует развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, журчит ручеёк и т. д.) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк и т. Благодаря таким музыкально – игровым упражнениям дети развивают в себе способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в различные явления природы, замечать их динамику, форму, цвет, развивают эстетическое восприятие, дети учатся созерцать красоту окружающего мира.
Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен организовывать свою работу, прежде всего с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины по своей направленности и обеспечивать в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.
Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки.
Практическая часть:
Использование приема «Поэтическое музицирование» по системе К. Орфа
Предлагаю текст стихотворения и набор музыкальных инструментов. Ваша задача: подобрать музыкальный инструмент на каждые две строки стихотворения.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Барабан)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Маракасы)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Ложки, кастаньеты)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз: (Барабан)
И затихло всё тот час.
Педагоги подбирают музыкальные инструменты, музицируя, цитируют стихотворение.
Вопрос к участникам: чему способствует данный прием? (развитие звукотворчества, умение взаимодействовать друг с другом, взаимосвязь речи движения и музыки)
Предлагаю вам озвучить музыкальными инструментами следующее стихотворение: звучит пение птиц (природа)
«Что за волшебная Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Она природу пробудила.
Волшебной палочкой взмахнув, (палочка — свистулька)
Она сугробы растопила
И сразу же, не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила (ручей — металлофон)
Потом, как будто дирижёр,
Она учила петь капели (капель — колокольчики)
И их весёлый, звонкий хор
Поёт которую неделю.
И солнцу жарче греть велела,
Дала лучей ему взаймы,
И сразу всё зазеленело,
Как будто не было зимы.
Дождём все улицы умыла,
Из-за морей вернула птиц. (птицы — дер. ложки, трещотки, костаньеты.)
Ведь как без них зимой уныло!
А нынче – радость без границ!
Так, даже не присев с дороги,
Весна трудилась день – деньской
И мишка вышел из берлоги, (лист бумаги, шелестящий пакет)
И зажужжал пчелиный рой. (маракасы)
И воздух чист, и даль ясна!
Поёт природа, оживая.
— Да, ты – волшебница, Весна!
Теперь мы это точно знаем!»
Использование вышеуказанных звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.