Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 111 «Олененок» г. Пензы
Семинар-практикум для воспитателей на тему:
«Формирование просодической стороны речи детей с общим недоразвитием речи»
Подготовил и провел
учитель-логопед
Рузляева Ирина Ивановна
Пенза, 2018
Тема: Формирование просодической стороны речи детей с общим недоразвитием речи.
Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционными формами работы по формированию просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
Задачи:
- Продолжать знакомить воспитателей с основными направлениями работы по формированию просодической стороны речи у детей с ОВЗ.
- Раскрыть основное направление в формировании просодической стороны речи, как работа над дикцией.
- Демонстрировать нетрадиционные игры и упражнения по формированию четкой дикции.
Содержание консультации:
У детей с ОНР чаще всего наблюдается дизартрический компонент, при котором отмечается смазаность, размытость артикуляции, что приводит к нечеткой дикции. Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.
Упражнения включают в себя:
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие голосового диапазона.
- Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания: формирование длительного ротового выдоха на определенный звук, активизация мышц губ.
- «Сдуй шарик». Предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
- «Снег идет». Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
- «Веселая песенка». Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
-Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей! Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- «Расти пена». Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
Развитие голосового диапазона
1-4 упражнения — Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)
5 упражнение — »Волна».
6 упражнение — »От шепота до крика».
7 упражнение — «А!!! «
8 упражнение — »Крик — вой».
9 упражнение — Соединение упражнений «Волна» и «Крик — вой» на одном движении.
10 упражнение — »Крик — вой — свист».
11 упражнение - «Волна с криком чаек».
Развитие артикуляционного аппарата
Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка:
- Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
- Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
- Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
- Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
- Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
- Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
- Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.
Упражнения с ложкой:
- Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
- Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
- То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
- Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
- Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
- Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
- Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъем.
При систематическом включении нетрадиционных упражнений по формированию просодики в занятия непрерывной образовательной деятельности можно добиться эффективных результатов по улучшению дикции у воспитанников с ОНР.
Практическое задание для воспитателей.
Как улучшить дикцию за короткий срок. Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:
- Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
- Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
- Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
- Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.
После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.
Домашнее задание: оформить планирование с применением упражнений на развитие речевого дыхания, голосового диапазона, оральной мускулатуры.