Логопедическая консультация на тему:
«Развитие фонематических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовил и провел:
учитель-логопед
Рузляева
Ирина Ивановна
г. Пенза, 2017г
Тема: «Развитие фонематических представлений у детей с ОВЗ».
Цель: Способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов по вопросам развития фонематических представлений у детей с ОВЗ.
Задачи:
Содержание консультации:
Введение
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б. Эльконин
Актуальность
Сегодня в нашей стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в детские сады. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: не смотря на высокий прогресс, наблюдается дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев экономических, экологических, социальных условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная и социальная депривация. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с ростом тяжелых речевых нарушений. На сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача инклюзивного воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.
Основная часть
Понятие «фонематические представления» включает:
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова (разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация).
Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Несформированность процессов восприятия звуков речи приводит к фонетико-фонематическому нарушению, при котором, возникают ошибки звукопроизношения (смешения, замены, пропуски, искажения), что в свою очередь затрудняет формирование анализа и синтеза звукового состава слов и в дальнейшем приводит к нарушению чтения и письма.
Основные этапы развития фонематического восприятия
1 этап — Развитие неречевого слуха (2 младшая, средняя группа)
2 этап — Развитие речевого слуха (старшая группа)
3 этап — Развитие навыка звукового анализа и синтеза (подготовительная группа).
Развитие неречевого слуха
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Послушаем тишину» – ребенок должен услышать хотя бы несколько звуков (поехала машина,
«Звучащая игрушка» – взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) должен назвать звучащую игрушку.
«Что упало?» После обучения ребенок должен услышать, что упало? (ножницы, карандаш, мячи и т.д.)
«Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Ребенок, закрыв глаза, отгадывает какой предмет звучал.
«Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Развитие речевого слуха
Речевые игры:
«На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым.
«Кто как кричит?». Знакомим ребенка с изолированным звуком, связывая с конкретным образом: «песенка» комара – «з-з-з», песенка жука – «ж-ж-ж»
«Поймай звук». Дифференцируем разные звуки по акустике и артикуляции. Педагог произносит различные звуки /р/, /л/, /з/, /б/, /м/. Когда ребенок услышит заданный звук, то должен хлопнуть в ладоши. Изолированный звук нужно произносить четко, без присоединения к нему какого бы то ни было гласного звука, например: /ша/, /лэ/.
«Хлопни – топни». Педагог произносит слоги: /ра/, /ды/, /на/, /рэ/. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук /р/, топает, если нет данного звука. В слогах не должны попадаться мягкие звуки.
«Красный – белый». Педагог произносит слова, ребенок поднимает красный кружок, если услышит звук /ш/, белый – если нет звука. Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова.
«Правильно – неправильно» — с помощью 2 сигнальных карточек отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
«Прятки». Педагог называет предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов. Ребенок слушает и «находит» одно слово с заданным звуком, например, со звуком /ш/: КоШка сидит дома.
«Кто в домике живет?»
Педагог предлагает послушать слова с дифференцируемыми звуками (жираф, зубр, заяц, жук) и показать «звучащую» картинку нужного звука, например: /з/- картинка комарика, /ж/- картинка жука.
«Найди свой домик». Педагог предлагает разложить картинки с определенным звуком в свой «домик», например: со звуком /з/-/ж/.
«Путаница». Выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук /ш/, затем со звуком /с/.
В речевом материале предлагаются те слова, которые пишутся точно так же, как произносятся (под ударением).
«Где звук»? Педагог называет слово, дети ставят фишку на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Эффективно использовать пособие «Лэпбук».
Лэпбук в переводе с английского «наколенная книга». Это тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, запоминая и закрепляя пройденный материал.
«Звуковая дорожка». Ребенок должен сосчитать число звуков (не более пяти) или назвать звуки по порядку.
» Кто больше слов придумает»? Ребенок должен придумать слова, в которых выбранный звук находился бы на первом месте, последний в середине. Можно играть, перекидывая мяч.
«Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; назвать игрушки на звук Ш; вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и т. п.
«Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук. На первый звук или на последний. Эффективно использовать игровые технологии по развитию фонематических процессов на сайте «Мерсибо».
Чтобы приступить к формированию способности языкового анализа и синтеза необходимо исправить речевой слух, сформировать произносительные навыки, развить зрительную и пространственную ориентировку.
Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.
Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.