Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111 г. Пензы «Оленёнок»
Семинар-практикум для родителей
«Чтобы дети были здоровыми»
Подготовила и провела:
Лисушкина Елена Борисовна,
Пенза, 2013г.
Цель: оказать помощь родителям в организации двигательной активности детей в условиях семьи.
Задачи:
-раскрыть родителям важность занятий с детьми физическими упражнениями с использованием простейших тренажеров;
-способствовать полноценному физическому развитию и оздоровлению детей в семье;
-формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни.
Оборудование: простейшие спортивные тренажеры, экран, проектор,компьютер, карточки с комплексами упражнений.
Ход
Добрый день! Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить важную тему «Здоровье детей и их потребности в движении».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования при обучении в школе, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Вопрос: под воздействием каких факторов формируется здоровье? (ответы родителей)
Обобщение: здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенно внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.)
Вопрос: как Вы считаете, семейное воспитание относится к таким факторам? (ответы)
Обобщение: к наиболее значимым внешним факторам относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем
Вопрос: что является важнейшим условием развития здорового ребенка? (ответы)
Обобщение: важнейшим условием развития здоровья ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм дошкольника. Высокий уровень ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность.
Вопрос: что, на ваш взгляд, относится к организованной двигательной деятельности? (ответы)
Обобщение: к организованной двигательной деятельности относятся: ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, совместные прогулки на детской площадке, в парке, в лесу. Для организации двигательной деятельности родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Одним из важных требований к отбору оборудования является безопасность его использования, устойчивость и прочность. При создании физкультурно-игровой среды необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его интересы.
Вопрос: как в ваших семьях организована двигательная деятельность детей? (2-3 небольших выступления по обмену семейным опытом).
Вопрос: скажите, в чем, на ваш взгляд ценность занятий физическими упражнениями? (ответы родителей)
Обобщение: упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижая заболеваемость и делая жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость, готовят ребенка к школе, постепенно приучая его выдерживать нагрузки, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и проявлениями гиподинамии.
Слово воспитателя.
Надежным средством профилактики гиподинамии у детей 5-7 лет являются тренежёры. Они достаточно просты по своему устройству, удобны в обращении. Занятия с ними оказывают положительное воздействие на организм ребенка.
Тренажёры делятся на два вида: тренажёры сложного устройства и простейшего типа. О последних мы поговорим более подробно. Простейшие тренажеры не занимают дома много места (их можно хранить в ящике в углу комнаты, или располагать в шкафу).Они удобны в обращении. К таким тренажёрам относятся (показ):детский эспандер, диск «Здоровье», детские гантели и гири, массажёры «Колибри», мячи-массажёры, гимнастический ролик, резиновые кольца, большие гимнастические мячи.
Старшие дошкольники способны быстро запоминать последовательность упражнений и их элементы. Во время занятий с тренажерами они стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности: силу, выносливость, ловкость.
Каждый из тренажеров действует на развитие и укрепление определенной группы мышц и выполняет конкретные функции. А именно:
-детский эспандер (для мышц плечевого пояса);
-диск «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног, для тренировки вестибулярного аппарата);
-гантели (для укрепления мышц рук, плечевого пояса);
-массажёры «Колибри» (профилактика плоскостопия);
-мячи-массажёры (для массажа разных частей тела, поддержания общего тонуса);
-резиновые кольца (для развития мышц кистей рук);
-массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
-гимнастические ролики (для укрепления мышц пресса, рук, спины, для развития координационного аппарата, гибкости, выносливости);
-гимнастические мячи большие (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).
(Показ слайдов по использованию тренажёров)
Работа с тренажерами предполагает решение некоторых задач, а именно: (на экран)
1.Укреплять здоровье детей: способствовать тренировке всех систем и функций организма через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок, развитию мышечного тонуса.
2.Способствовать удовлетворению естественной потребности в разных формах двигательной активности.
3. Развивать общую выносливость и физические качества (силу, ловкость, гибкость, быстроту движений).
4. Формировать нравственно-волевые качества (выдержка, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость, самостоятельность), умение управлять своим поведением.
5. Способствовать овладению определенными двигательными умениями и навыками, а так же приёмами страховки.
6. Формировать способность бережно обращаться с тренажёрами.
В основу занятий с тренажерами положены определенные принципы (на экран)
Основные принципы:
-учет состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;
-определение оптимального объема физической нагрузки;
-индивидуально-дифференцированный подход с учетом двигательной активности.
Рекомендации:
Занятия с тренажерами проводят в хорошо проветренном и чистом помещении. На полу должно быть мягкое покрытие (ковер). У взрослого и ребенка одежда, не стесняющая движений (спортивная).
Занятия с использованием тренажеров следует проводить не менее 2-х раз в неделю (в первой половине дня или во второй, но не вечером).
Занятие состоит из трех частей:
1 часть-разминка (5-7 минут) включает: ходьбу, бег, прыжки, дыхательные и коррегирующие упражнения, игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве.
2 часть-основная (18-20минут).Упражнения с тренажерами выполняются в среднем темпе, амплитуда движений не должна быть слишком большой (достаточно высокая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы, а они у детей еще не достаточно крепкие) Выполняют 7-10 упражнений из разных исходных положений (ИП), каждое выполняется 3-7 раз, в зависимости от сложности и подготовленности детей. В течение недели повторяется один и тот же комплекс с одним тренажером. Затем предлагаются упражнения с другим тренажером. Можно использовать упражнения в парах.
3часть –заключительная (3-4минуты) включает: спокойную ходьбу, дыхательную гимнастику, возможна релаксация.
ВАЖНО! Во время занятий необходимо следить за состоянием ребенка, осуществлять контроль за физической нагрузкой, обращать внимание на правильное дыхание при выполнении упражнений с тренажерами (памятки раздать родителям).
Практическая часть.
Родителям предлагаются карточки с комплексами упражнений для выполнения с использованием разных тренажеров (на выбор)
Приглашаются дети. Родители с детьми выполняют упражнения.