ГБОУ ДПО ИРР Пензенской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 111 г.Пензы
Художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет
«В музыкальном королевстве Дадона I»
Подготовила и провела:
Данченко Н. Н., музыкальный руководитель
Пенза, 2016г.
Цель: прививать детям любовь к классической музыке.
Задачи:
— Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольников
в процессе обогащения их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.
— Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальную память.
— Познакомить с новым музыкальным инструментом- скрипкой.
— Продолжить знакомство с нотным станом.
— Способствовать активному восприятию музыки через самостоятельную
творческую деятельность.
Предварительная работа:
1.Чтение сказки «Музыкальное королевство Дадона I». (Интернет-ресурсы).
2.Выкладывание ритмического рисунка мелодии по импровизации
музыкального руководителя.
3.Знакомство детей с произведением П.И.Чайковского «Вальс цветов»,
И.Штрауса Вальс «На прекрасном голубом Дунае».
Атрибуты и оборудование: проектор, слайды с изображением королевского замка и его обитателей, детские музыкальные инструменты (колокольчики, металлофоны, треугольник), атрибуты для танца (диадемы, галстуки – бабочки) , набор музыкально- дидактической игры «Выложи ритмический рисунок“, магнитная доска с нотным станом, скрипка.
Репертуар: “Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Песенка без слов»
П.И.Чайковского, Вальс «На прекрасном голубом Дунае» И.Штрауса.
Ход занятия
Дети парами входят в музыкальный зал под «Песенку без слов» П.И.Чайковского.
Слайд № 1 «Знак вопроса».
Музыкальный руководитель создает проблемную ситуацию для детей и предлагает им помочь в решении этой проблемы.
(В музыкальном зале педагог обнаружила картинку с изображением нотного стана и королевского дворца из сказки, что бы это могло означать?
(Ответы детей).
Слайд № 2 «Королевство Дадона I».
Вы правы, действительно, это Королевство Дадона I.
Слайд № 3 «Принц».
Голос принца:
-Сегодня я проезжал мимо замка Дадона I и услышал чудесную музыку, которая лилась из окон замка. Девушка играла на изящном инструменте. Вы, наверное, догадались, что это была принцесса Сольвейг.
— Скажите, как называется этот удивительный инструмент?
Слайд № 4 «Девушка играет на скрипке».
Звучит «Песенка без слов» П.И.Чайковского.
(Ответы детей)
Педагог:
Упругих струн смычок коснулся гибкий-
И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как пенье соловья… (Я. Серпин)
Слайд № 5 «Скрипка“.
Педагог обращает внимание на выпускницу детского сада Алису Баландину, которая занимается в музыкальной школе, и предлагает ей исполнить музыкальное произведение на скрипке.
Исполняется “Кантри» на скрипке.
Педагог задает вопросы детям:
— Понравилось ли вам звучание скрипки и чем?
— Что напоминают звуки скрипки? И т.д.
Слайд № 6 «Симфонический оркестр».
Педагог:
— Скрипка известна как королева инструментов. В симфоническом оркестре она занимает ведущее место: из 100 музыкантов более 30- скрипачи. Её голос звучит необыкновенно красиво и певуче. Она может изображать и тихое дуновение ветерка, и грозные порывы бури.
Скрипка представляет собой деревянный корпус, гриф,на котором натянуты 4 струны, и смычок, с помощью которого извлекают звук.
(Дети рассматривают скрипку.) Дети благодарят Алису и желают ей творческих успехов.
Слайд № 7 «Принц и принцесса».
Звучит вступление и начало первой части «Вальс цветов»П.И.Чайковского.
Педагог:
— Принц, слушая принцессу, всё время смотрел на неё и влюбился с первого взгляда. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но Дадон I сказал, что в их королевстве все очень любят музыку и умеют играть на музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ними справится, то получит в жёны принцессу Сольвейг.
— А мы сможем помочь принцу пройти музыкальные испытания?
(Ответы детей.)
Слайд № 8 «Первое задание».
Педагог:
— Король Дадон I предложил 1 задание. (Представить себя в роли придворных музыкантов).
— А что делают придворные музыканты?
— Справимся с этим заданием?
— Какую мелодию вы сможете исполнить? Какая музыка больше подходит?
Ответы детей
Дети выбирают музыкальные инструменты.
Оркестр под вальс «На прекрасном голубом Дунае» И.Штрауса.
Слайд № 9 «Нянюшка Фаина».
Звучит голос нянюшки Фаины:
-Я расскажу вам одну историю, которая произошла с принцессой, когда она была маленькой девочкой. «Крошка Соль любила гулять в нашем саду, где росло много красивых цветов. Но особенно она полюбила один колокольчик за его прекрасную песенку.
(На фортепиано или голосом педагога исполняется мелодия песни колокольчика из пяти звуков.)
Слайд № 10 „Второе задание нянюшки Фаины“.
Звучит голос нянюшки Фаины:
— Но однажды сильный ветер с дождём налетел на наш сад и бушевал всю ночь, а к утру всё успокоилось. Девочка долго не могла найти свой колокольчик».
— А вы сможете угадать песенку любимого колокольчика принцессы?
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Найди песенку колокольчика принцессы»
(Дети прослушивают три разные мелодии и определяют песенку колокольчика принцессы.)
Слайд № 11 «Задание третье».
Выложить ритмический рисунок песенки колокольчика.
Педагог:
-Самый весёлый человек королевства шут Ляно предложил выложить ритмический рисунок этой песенки.
Музыкально – дидактическая игра «Выложи ритмический рисунок».
(Дети прохлопывают ритм песенки, а дети выкладывают его на магнитной доске с помощью длинных и коротких полос.)
Слайд № 12 «Свадебный бал»
Педагог:
— Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания. А на следующий день в замке была пышная свадьба. Все поздравляли жениха и невесту, веселились и танцевали. И в благодарность принц и принцесса пригласили вас на королевский бал. Если хотите, можете украсить свои костюмы.
(На столике лежат: галстуки-бабочки, диадемы).
Свободная ритмопластическая импровизация детей с выбранными
атрибутами для танца под «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
Слайд № 13 «Занавес».
Слайд № 14 «Спасибо за внимание».