Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №111 г. Пенза «Олененок»
Консультация для педагогов:
«Книги Виммельбухи,
как средство речевого развития детей»
Выполнила: Веряева Н. К.
Пенза, 2021
Система работы по развитию речи дошкольников включает разнообразные формы работы: непрерывную образовательную деятельность по развитию речи, ежедневное чтение, рассматривание детьми книг, свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанного, речевые игры и досуги. Настоящей находкой, позволившей разнообразить работу по развитию речи, для педагогов нашего дошкольного учреждения стали книги-виммельбухи.
Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух» – «мельтешащая книга». Классическая книга-виммельбух – это книга, на страницах которой расположено множество мелких изображений. Задача ребенка – рассмотреть их, найти определенного героя, запомнить, сосчитать, придумать историю персонажа или проследить за его действиями на страницах книги.
Книга-виммельбух имеет ряд особенностей:
— в книге совсем нет текста, либо его минимальное количество;
— страницы книги выполнены из плотного картона;
— как правило, книга имеет небольшое количество разворотов (7-10);
— в книге очень качественные тематически подобранные сюжетные рисунки;
— отсутствует единый смысловой центр, все задействованные сюжетные линии разворачиваются единовременно.
Для дошкольников в книгах очень важны визуальные образы, именно на это и рассчитаны виммельбухи. По нашим наблюдениям интерес детей к данным книгам не угасает со временем. Раскрывая книгу, можно бесконечное количество раз находить новые взаимосвязи, детали, жизненные ситуации, в которые попадают герои, сравнивать и предполагать развитие событий, и это не надоедает детям.
В нашей библиотеке художественной литературы для детей есть виммельбухи разных видов. В одних нужно найти и показать героя, предмет, животных. Эти книги мы используем для развития внимания, умения сравнивать (по величине, цвету, качествам, находить сходства и различия. На данном материале учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия. Знакомим с обобщающими понятиями (животные, птицы, игрушки, одежда) и учим употреблять их в речи. Здесь есть богатый материал для формирования глагольного словаря и словаря прилагательных с помощью игр «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «О ком я говорю?», «Скажи, какая, какой». Задания «Обведи и нарисуй» развивают мелкую моторику, с их помощью дети легко и с удовольствием учатся рисовать. Ламинированное покрытие страниц позволяет стирать маркер и рисовать снова. Такие книги можно использовать с детьми от 3 лет.
Очень нравятся детям виммельбухи-несуразицы. В этих книгах масса ошибок и неточностей, которые дети любят находить. Слон с рукой вместо хобота, дирижер с волшебной палочкой, конфеты, растущие на клумбе, самолёт с якорем – поиск таких несуразиц всегда сопровождается смехом и весельем. Но в то же время дети учатся рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, находить смысловые несоответствия на картинке и аргументировать свои суждения, строя предложения о том, что на картинке нарисовано неправильно, и как должно быть на самом деле. Параллельно с этим мы развиваем элементарные образные представления детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира. Предлагаем детям самостоятельно придумать путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает. Такие книги и задания подходят детям от 5 лет.
Есть в нашей библиотеке и тематические виммельбухи, полностью посвященные одной теме — «Город», «Деревня», «Цвета», «Счет», «Времена года». Такие книги как нельзя лучше способствуют обогащению словаря по лексическим темам и развитию связной речи. В них много сюжетных линий и героев. Мы предлагаем детям такие задания: найди и назови всех домашних животных (птиц, деревья, транспорт, назови одним словом.
Разглядывая картинки вместе с детьми, предлагаем им придумывать истории из жизни героев, сочинять совместные истории по цепочке (в малых подгруппах). Педагог под диктовку детей может записывать истории, а затем обсуждать их. Можно актуализировать детский опыт, сравнивая придуманные истории с реальными событиями из жизни детей, искать общие детали и совпадения. В дальнейшем мы используем сюжеты из книг в сюжетно-ролевых играх.
Для детей старшего дошкольного возраста интересны виммельбухи с настоящим приключенческим сюжетом. В «Большой книге городов», например, детям предлагается превратиться в настоящих сыщиков и отправиться в путешествие по самым большим городам мира с целью выследить злодеев. Путешествуя по книге, на каждом развороте ребята должны найти «улики», назвать и сосчитать их (три кактуса, пять кактусов, один синий шарф, два синих шарфа) сложить, проверить, совпадает ли получившаяся сумма с той, что записали секретные агенты. Таким образом, мы формируем умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными. Каждый разворот книги погружает нас в атмосферу крупных городов мира. Лондон, Дели, Париж, Москва, Берлин, Венеция. В Дели на улице можно встретить слона или обезьяну, пассажиров перевозят рикши, а женщины ходят в необычной одежде – сари. В Венеции есть улицы-каналы, по которым передвигаются не на машинах и автобусах, а на гондолах, здесь можно купить красивейшие венецианские маски и попробовать национальное итальянское блюдо – пиццу. О каждом городе дети узнают много нового, задают вопросы, знакомятся с культурой разных стран.
Путешествуя по «Большой книге животных» вместе со знаменитыми учёными, ребятам предоставляется возможность «посетить» Арктику, Антарктиду, африканскую саванну и заглянуть в английский пруд. Дети узнают о характерных для этих мест видах животных, насекомых и птиц – сумчатые муравьеды, броненосцы и суррикаты. Всех их нужно найти и сосчитать, чтобы помочь ученным восстановить утерянные научные труды.
Дети увлекаются настолько, что начинают собирать интересные сведения о городах и странах, животном мире различных природных зон с помощью родителей, а затем рассказывают их в группе. Такая деятельность обогащает словарь детей, способствует развитию умения самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины, отображать правильно место и время действия, придумывать предшествующие и последующие события.
Любые виды виммельбухов служат задачам развития диалогической речи, поскольку первоначально дети рассматривают их совместно с педагогом, а затем самостоятельно, объединяясь в небольшие подгруппы. Отсутствие текста побуждает детей задавать вопросы и включаться в диалог. Педагог использует такие приёмы как добавление, пояснение, возражение и учит этому детей.
Работая над развитием связной монологической речи, педагог предлагает детям:
— найти одного и того же персонажа на каждом развороте, придумать ему имя, описать его характер;
— составить историю с любым понравившимся персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
— объединиться в подгруппы и придумать один общий рассказ, представить рассказ группе.
Виммельбухи отлично тренируют память и внимание. Можно предложить детям:
— находить знакомые предметы, устроить соревнование «кто найдет быстрее»;
— угадать и найти предмет (человека, животное) по описанию;
— найти на всех разворотах книги одного и того же персонажа (как правило такой персонаж присутствует во многих виммельбухах);
— сравнить изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
— рассмотреть детали на страничках, а потом закрыть книгу и вспомнить их.
Для развития пространственного мышления, математических способностей можно использовать такие задания:
— рассказать, что находится далеко, а что близко, что слева, а что справа, что сверху, а что снизу;
— рассказать, что двигается быстро, а что медленно, что стоит, а что перемещается, что происходит раньше, а что позже;
— сосчитать, сравнить по форме, величине, цвету.
Возможности использования книг-виммельбухов в работе с дошкольниками многогранны. И самое главное, виммельбух – это книга, открывая которую, дети каждый раз открывают для себя