Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 111 «Олененок» г Пензы
Логопедическая консультация для родителей
на тему:
«Чудеса на песке»
Игра с песком как способ развития ребенка
Подготовил
учитель-логопед
Рузляева И. И.
2019 г.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источники творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Ученые давно установили точную взаимосвязь между тренировкой артикуляционного аппарата и мелкими движениями пальцев рук. Ежедневные упражнения для пальчиков воздействуют на определенные участки коры больших полушариев, а значит способствует более качественному развитию мышления, памяти, речи.
Для более эффективного результата в развитии мелкой моторики мы используем пескотерапию.
Пескотерапия (Sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
Игра с пеком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.
• Через игры с песком усиливается желание ребенка узнавать что – то новое, экспериментировать;
• мощно развивается тактильная чувствительность;
• интенсивно развиваются все познавательные функции, мелкая моторика и речь;
• формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка;
• снимается психоэмоциональное напряжение, усталость;
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще всего вырастают уверенными взрослыми!
Как организовать игры с песком дома?
Лоток или поднос 50/70 см прямоугольной формы с песком – это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Коллекция мелких фигурок, формочки, бросовый материал (пуговицы, камешки, желуди, шишки и многое другое), кисточка, трубочки, грабельки, валики, цилиндры и другие игровые элементы.
Обнаружилось, что дети, которым с трудом давалось написание букв, осваивали письмо гораздо легче, рисуя пальцем на мягком песке. При этом очень помогало рисование основных геометрических фигур: прямых и кривых линий, прямоугольников, треугольников, кругов и спиралей.
Предлагаем возможные варианты игр с песком:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются».
«Крокозябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
«Узоры на песке» -взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует простые геометрические фигуры, узоры (прямые, волнистые дорожки, заборчики, лесенки.) Ребенок должен нарисовать такой же узор на песке, либо продолжить узор взрослого.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, палочек и т.д.
Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком домики для игрушек: например, колобку нужен дом круглой формы, а жирафу – прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме…
Где же нарисовать домик?
Колобок хочет жить справой стороны песочницы! и т.д.
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способом обозначения эмоций человека: радости, злости, страха, удивления.
Кружок «Чудеса на песке» на базе МБДОУ №111 представлен песочным модулем со стеклянным дном, с подсветкой и крышкой, цветным песком, мелкими игрушками.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой развития мелкой моторики пальцев рук и речи. Дети уверенно и с интересом играют в песке. Для них лоток с выровненным песком гораздо привлекательнее для рисования фигур, чем чистый лист бумаги. К тому же гладкая поверхность песка просто побуждает к нестандартному творчеству.