Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 111 «Олененок» г. Пензы
Логопедическая консультация для воспитателей на тему:
Песочная терапия с детьми в условиях инклюзивного дошкольного образования
(из опыта работы)
Подготовил и провел
Учитель – логопед
Рузляева И. И.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья одна из основных тенденций развития современной дошкольной образовательной практики.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования дошкольные учреждения должны в максимальной степени способствовать получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования (п.3.2.2.).Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на соответствующий уровень. Одним из эффективных средств социализации дошкольников, является пескотерапия как здоровьеразвивающая и здоровьесберегающая технология.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать особенности поведения и развития детей. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система. Исходя из этого, песочная терапия является эффективным средством для сенсомоторного и общего развития детей, особенно для воспитанников с особыми потребностями в развитии. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих, обучающих и коррекционных занятиях.
На базе детского сада № 111 разработана дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса на песке», которую могут посещать здоровые дети, так и воспитанники с ОВЗ 5-7 лет:
Цель — создать условия для развития у воспитанников речи, познавательной активности, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков через пескотерапию.
Для каждого дошкольного возраста программа учитывает речевые возможности, уровень познавательного, психического и физического развития детей и определяет приоритетные задачи.
Новизной и отличительной особенностью программы «Чудеса на песке» является то, что она имеет инновационный характер, где в системе работы используется нетрадиционный метод песочной игротерапии в развитии познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, мелкой моторики рук у детей различных категорий.
Программа реализуется один раз в неделю во второй половине дня (по запросам родителей).
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач программы.
Игры в песочнице проводят с подгруппой или индивидуально.
Структура занятий содержит следующие этапы:
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в отдельном помещении, которое оборудовано индивидуальными столами-планшетами на ножках со стеклянной поверхностью и подсветкой. Для работы используется цветной кварцевый и кинетический песок, наборы игрового оборудования.
Разработан цикл специальных игр и упражнений познавательно-речевого характера, который используется в игровой деятельности детей с песком.
Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи.
Графо-моторные игры, направленные на развитие координации движения и графо-моторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.
Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость, а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством: конструирование из песка, составление узоров на песке.
Игры по созданию анимации на песке.
На итоговом мероприятии или родительском собрании проводится презентация песочного творчества воспитанников для родителей, беседа, обсуждения.
Перспектива: запланировано создание мультфильмов с помощью песочной анимации.
Таким образом, пескотерапия необходима и доступна в инклюзивном дошкольном образовании, так как раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.