Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Пензенский институт развития образования»
Кафедра дошкольного и предшкольного образования
Конспект
специально организованной образовательной деятельности (ручной труд)
с детьми разновозрастной группы
«Друзья для Снеговика»
МБДОУ д/сад комбинированного вида
№ 111 г. Пензы «Олененок»
Воспитатель:
Боброва Валентина Павловна
Пенза, 2012
Задачи:
— формировать умения работать с различными материалами (синтепоном, тканью, бумагой), необходимыми для создания объемной игрушки
— дать представление об истории появления первых снеговиков
— побуждать использовать особенности формы предметов для создания выразительности образа (круглая форма, конусообразный нос)
— развивать чувство цвета и умение использовать его для создания различных образов
— продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно участвуя в беседе
— воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания
Предварительная работа:
Чтение сказки Г.Х. Андерсона «Снеговик», просмотр мультфильмов «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются ёлки», загадывание загадок, заучивание стихов В.Савончик «Он не мал и невелик», Г.Родионовой «Что такое? Красный нос!», игры, игровые упражнения, изготовление снеговиков из бросового и природного материала к новогоднему празднику, лепка снеговиков на прогулке.
Методы и приёмы:
игровые: сюрпризный момент, логоритмическое упражнение;
словесные: загадывание загадки, чтение стихов, вопросы к детям, рассказ снеговика;
наглядные: рассматривание рисунков;
практические: изготовление снеговиков различными способами.
Материалы и оборудование:
Магнитофон (аудиозапись «Звуки природы»), пластмассовые бутылочки, синтепон, вата, полоски бумаги разных размеров, носки детские белые, резинки для волос, клей ПВА, кисточки щетинные, подставки для кисточек, подносы, клеёнки на столы, салфетки, бумажные конусы для носа снеговикам оранжевого цвета, бумажные кружочки для глаз и пуговиц двух размеров черного цвета, фломастеры, одноразовые стаканчики, цветная плёнка, вертикальная сетка, прищепки, изображения снеговика на ватмане.
Дети вместе с воспитателем находятся в группе. Воспитатель подходит к окну, видит «Снеговика», который
Появился во дворе
Он в холодном феврале,
Неуклюжий и смешной
Что-то ищет он с метлой,
К ветру зимнему привык
Наш приятель (снеговик).
Воспитатель и дети размышляют о том, что делал снеговик на участке, что он искал.
Звучит в записи ( «Звуки природы») вьюга, вой ветра. Входит грустный снеговик. Он приветствует всех. Воспитатель обращает внимание на невеселый вид гостя, побуждает детей высказать предположения о причинах грусти снеговика и предлагает найти способ, чтобы развеселить его. Воспитатель и дети предлагают снеговику встать у окна, чтобы ему было прохладнее, дети, пытаясь развеселить снеговика, читают стихи.
Снеговик продолжает грустить. Воспитатель предлагает немного поиграть и «слепить» воображаемого снеговика.
Упражнение «Снеговик» (воображаемое)
Мы слепили снежный ком (дети выполняют движения руками
Носик сделали потом в соответствии тексту)
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Снеговик как живой
Он с метлой и головой.
Хлоп, хлоп, не зевай
Вместе с нами повторяй.
Снеговик продолжает грустить. Воспитатель пытается выяснить причину такого настроения. Снеговик сообщает о том, что у него нет друзей, поэтому ему и грустно. Воспитатель спрашивает детей, можно ли помочь снеговику и как. Дети успокаивают снеговика, решив сделать для него друзей — снеговичков. Снеговик радуется и сообщает, что он хочет рассказать и показать детям
Он интересуется, знают ли дети, почему нос для снеговиков делают из моркови и что это означает (урожай и плодородие), что означает перевернутое ведро на голове (достаток в доме), в какую погоду можно лепить снеговика, из какого снега, почему нельзя лепить в морозную погоду.
Снеговик показывает рисунки с изображением снеговиков и рассказывает историю их появления: снеговики появились давным-давно, они изображались недобрыми, свирепыми снежными монстрами. И это не случайно. В те давние времена зимы были очень холодными, с лютыми морозами, что приносило людям немало хлопот. Но потом снеговики «подобрели». Маленьких снеговиков, которых делали из свежевыпавшего снега, считали ангелами. Ведь падающий снег с неба считался даром божьим. Люди лепили маленьких снеговичков, шептали им своё желание и верили, как только снеговик растает, желание исполнится.
Во всех странах Европы снеговиков лепили из трёх шаров, а в Японии из двух. Украшали снеговиков разноцветными шарфами, наматывали их на шею. В Румынии снеговикам надевали бусы из головок чеснока. Считалось, что это способствовало здоровью и оберегало от проказ темной силы.
Свой рассказ снеговик сопровождает демонстрацией рисунков.
Воспитатель вместе с детьми закрепляют услышанное: из чего состоит фигура снеговика, какой формы, какого цвета, чем они будут украшать готовых снеговиков. Дети выбирают материал и приступают к работе.
Во время работы воспитатель помогает детям, и ребята помогают друг другу.
После работы дети дарят свои поделки Снеговику. Снеговик рассматривает их, хвалит и благодарит детей.
Но снеговику становится очень жарко, и дети выполняют упражнение на дыхание ( «Подуем на снеговика»). Снеговик берет новых «друзей», приглашает ребят на прогулку и уходит.